Облигации  государственного сберегательного займа


Облигации государственного сберегательного займа выпускаются Правительством Российской Федерации в лице Министерства финансов на основании Указа Президента Российской Федерации № 836 от 9 августа 1995 г. «О государственном сберегательном займе Российской Федерации».

Указ Президента России определил, что облигации сберегательного займа должны размещаться на территории Российской Федерации без ограничений, а доходность по этому виду заимствования должна быть не ниже доходности по другим видам государственных ценных бумаг.

12 августа 1995 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление № 812 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации», которое предписало Министерству финансов Российской Федерации выступить в качестве эмитента этих ценных бумаг.

Впервые на российском фондовом рынке появился инструмент, представляющий интерес, как для институциональных, так и для индивидуальных инвесторов.

Указ Президента Российской Федерации предполагает эмиссию этих иных бумаг в течение 1995—1998 г. на общую сумму 10 трлн руб. По состоянию на март 1996 г. Министерством финансов выпущено облигаций государственного сберегательного займа на сумму 4 трлн руб. по номиналу, пятый транш этих облигаций запланирован на апрель 1996 г.

Эта ценная бумага выпущена в бумажной форме, т.е. в виде сертификата облигации номинальной стоимостью 100 000 и 500 000 руб. Облигации могут свободно покупаться и продаваться на рынке ценных бумаг.

Первичное размещение облигаций осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в форме закрытого тендера, участники которого подают заявки со своими предложениями по объему покупки и цене заимствований. Министерство финансов установило минимальный лот при покупке этих ценных бумаг в объеме 10 млрд руб. В ряде случаев Министерство финансов устанавливало максимальный объем заявки на участие в тендере в объеме 200 млрд руб. В дальнейшем участники тендера в соответствии с договором купли-продажи облигаций осуществляли платежи за облигации в федеральный бюджет, и на основании полученной Министерством финансов информации о получении денег на корреспондентский счет Главного управления Федерального казначейства облигации государственного сберегательного займа выдавались изготовителем облигаций — государственным объединением Гознак. В соответствии с условиями договора, который заключался Министерством финансов с участниками тендера на право приобретения облигаций, покупатели были обязаны в течение достаточно короткого срока разместить эти облигации преимущественно среди населения. По итогам размещения первых четырех траншей можно сказать, что эти ценные бумаги нашли своего инвестора и пользуются весьма значительным спросом.

Эмитент приложил все усилия для того, чтобы сделать эти ценные бумаги привлекательными, с точки зрения участников рынка. Купон по этим облигациям, объявляемый за неделю до размещения, определялся исходя из размера купона облигаций федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ-ПК). Кроме того, Министерство финансов с целью повышения заинтересованности инвесторов в приобретении этих ценных бумаг устанавливало определенные льготы для инвесторов. Так, по первым купонам первого и второго транша Министерством финансов была установлена премия для инвесторов.

Высокой ликвидности этих ценных бумаг способствует также то, что они являются ценными бумагами на предъявителя, т.е. операции с ними не требуют специальных технологий. Это достоинство для индивидуальных инвесторов одновременно является недостатком для институциональных. В связи с этим Министерство финансов ведет работу по иммобилизации этих Ценных бумаг в едином депозитарии, что позволит осуществлять операции с ними путем проведения операций по счетам депо. Необходимость депонирования этих ценных бумаг также связана с проблемой выплаты купонов и погашением облигаций, что требует специальных подтверждений подлинности этих ценных бумаг.



Содержание раздела