Особенности эмиссии ценных бумаг, выпускаемых коммерческими банками
Коммерческие банки Российской Федерации осуществляют эмиссионную деятельность. Правила работы банков на рынке ценных бумаг отличаются от правил, установленных на эту деятельность для других небанковских организаций.
Следует отметить следующее различие между капиталами промышленных компаний и капиталами банков. Так, за счет собственного капитала и резервов банки покрывают 10 — 20% общей потребности в средствах, тогда как у нефинансовых корпораций это соотношение составляет 40 — 50% (а в ряде отраслей еще выше).
Прежде чем принимать решение о выпуске ценных бумаг, целесообразно тщательно проработать:
• цель проводимого выпуска ценных бумаг;
• форму выпускаемых ценных бумаг (документарную и бездокументарную).
Цель выпуска ценных бумаг может быть;
• учредительство — создание нового коммерческого банка или преобразование паевого банка в акционерный, т.е. осуществление первой, учредительной, эмиссии акций;
• увеличение акционерного капитала банка путем выпуска и размещения на открытом рынке последующих эмиссий акций;
• формирование заемного капитала путем выпуска облигаций и выпуска не эмиссионных ценных бумаг;
• финансовое управление — совершенствование схем платежей, оптимизация финансовых потоков и т.д.
По Российскому законодательству коммерческие банки могут эмитировать акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя, производные ценные бумаги, причем для одних из них требуется регистрация эмиссионного проспекта и поэтому их можно считать эмиссионными ценными бумагами: акции, облигации. Выпуск векселей, депозитных и сберегательных сертификатов осуществляется без регистрации проспекта эмиссии.
Коммерческий банк обязан также зарегистрировать и опубликовать итоги выпуска. Регистрация итогов осуществляется в объеме фактически реализованных ценных бумаг, но не может превышать то количество, которое указано в проспекте эмиссии.