Преимущества, Которые Dr Дают Инвесторам
Стремясь диверсифицировать свой портфель, иностранные инвесторы Но сталкиваются с различными проблемами (в настоящее время это характерно для России): неразвитость системы расчетов и инфраструктуры местного фондового рынка в целом, дорогостоящая конвертация валют, нехватка информации, плохое знание традиций иностранного фондового рынка, ограничения на покупку и владение ценными бумагами, сложные налоговые инструкции и отсутствие единой инвестиционной политики, что отталкивает не только частных, но и в гораздо большей мере институционных инвесторов. Эти проблемы практически полностью снимаются при работе иностранцев с DR.
Первый выпуск ADR был осуществлен в США в 1927 г. «Трастовой компанией Нью-Йорка» (ныне — Morgan Guaranty). Решающим событием в эволюции рынка ADR было принятие в 1955 г. правил регистрации этих производных бумаг в Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам США (Securities Exchange Comission, SEC). Настоящий же бум интереса участников американского фондового рынка к ADR пришелся на начало 90-х годов, когда падение процентных ставок в Америке вынудило американских инвесторов начать поиски более эффективных способов вложения своих средств, в частности, в компании развивающихся стран. Общее количество ADR, зарегистрированных американской Комиссией по ценным бумагам и фондовым биржам, за период с 1990 по 1994 г. возросло примерно на 30%, что позволяет сделать вывод о значительных перспективах развития этого вида ценных бумаг и о высоком интересе, проявляемом инвесторами к акциям иностранных компаний.
Депозитарные расписки делятся на спонсируемые (sponsored ADR) и неспонсируемые (non-sponsored ADR). Выпуск неспонсируемых ADR инициируется акционером или группой акционеров и никак не может контролироваться эмитентом. Данный вид расписок имеет как преимущества, так и недостатки. Основное преимущество заключается в том, что требования SEC по предоставлению финансовой отчетности об эмитенте, на чьи акции будет производиться выпуск ADR, минимальны. Американская Комиссия при регистрации неспонсируемых ADR требует предоставления пакета документов, лишь подтверждающих соответствие деятельности акционерного общества законодательству страны эмитента.
Неспонсируемые ADR могут быть выпущены одним или несколькими депозитарными банками, но торговля ими может осуществляться только на внебиржевом, так называемом ОТС (Over-the-counter Market) рынке через «Бюллетень Борд» Национальной ассоциации дилеров фондового рынка и ежедневный справочник «Розовые страницы» (Pink Sheets). Торговля неспонсируемыми депозитарными расписками — это обмен информацией посредством личной встречи или по телефону с дальнейшим заключением договора. Данные расписки не могут котироваться ни на фондовых биржах США, ни в торговой системе внебиржевой торговли NASDAQ (аналогом последней является Российская торговая система, в которой работают члены Профессиональной ассоциации участников фондового рынка, ПА-УФОР). В последние годы наметилась твердая тенденция к снижению числа программ выпуска неспонсируемых расписок и роста спонсируемых ADR.
Выпуск спонсируемых ADR осуществляется по инициативе самого эмитента. Они могут быть выпущены только одним депозитарным банком, подписание специального договора с которым является обязательным условием регистрации в SEC. Спонсируемые расписки существуют четырех видов: первого, второго, третьего и четвертого уровней. Первые два вида выпускаются на уже существующие на вторичном рынке акции, а третьего и четвертого уровней — за счет новой эмиссии.
Для выпуска спонсируемых ADR первого уровня требуется такой же минимальный набор документов, как и при регистрации неспонсируемых ADR — эмитентом должна быть заполнена так называемая форма F-6 и соответственно торговля расписками первого уровня возможна только через систему внебиржевой торговли.